Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологическом консультировании в виду своей универсальности. Необходимо отметить, что универсальные свойства метода 

построены в первую очередь на не директивном подходе в работе с клиентом. 

          Метод успешно используется как в работе с детьми так и в работе со взрослыми.

    Метод песочной психотерапии - представляет собой одну из необыкновенно действенных техник аналитического процесса во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир из песка, воды и миниатюрных фигурок. По К.Г.Юнгу, психика обладает собственной глубокой мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, неким психическим иммунитетом. Для появления психического иммунитета необходимы определенные условия. Этими условиями является создание надежного и безопасного пространства, где возможно почувствовать подвижность и изменчивость психического содержания. Это становится возможным благодаря созданию и фиксации образов в песочной терапии Sandplay.

         Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна, автор Метода Комплексной Сказкотерапии©, профессор, доктор психологии, член-корреспондент Международной Академии наук экологии и безопасности природы и человека, эксперт Международной Федерации  независимых Экспертов, директор Международного Института Комплексной Сказкотерапии (МИКС).

              Сказочная песочная терапия дает возможность клиенту реализовать свой творческий потенциал активируя правое полушарие, что несомненно позитивно сказывается на общем состоянии личности.

 

         Метод сказочной песочной терапии эффективно применяется как психологами и психотерапевтами в консультировании для решения проблем различной сложности и генеза, так и педагогами и воспитателями в образовательной, развивающей сфере.

           Данный метод позволяет:

 

  • Ø      Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
  • Ø      Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
  • Ø      Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
  • Ø      Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
  • Ø       Служит дополнением к другим методам психотерапевтической раб                                                                                                                                   

Необходимые инструменты для работы

Песочница  ( размеры могут быть разными ) , стандартная 50Х70Х8 (10)

 Песок – уникальный природный материал. Если рассматривать песчинки в микроскоп, можно увидеть горсть драгоценных камней. Песок часто ассоциируется с вечным: он помнит все оставленные на нём следы, но в то же время являет собой «чистый лист» для образов и переживаний. Это прекрасная среда для глубокого понимания внутреннего мира другого и построения с ним гармоничных отношений.

 

 

 

Коллекция миниатюрных фигурок

        Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

 Кроме миниатюрных фигур в кабинете  желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

       В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и  абсурда.

       Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

- Большие и крошечные;

- Бесцветных и ярких цветов;

- Прозрачные и непрозрачные;

- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

  

 

 

   Символизм ландшафта песочной картины

    Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

 

      В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы - ребенок это или взрослый человек. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую. 

 

          .                                              

 

 

 

Библиография

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.                        

2. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.

3. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. 

Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.

4.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

 

5.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.

 

 

Навигация

Вход в аккаунт